«Проективная идентификация» в двух словах — это, когда человек весь свой внутренний кошмар устраивает снаружи
(чтобы вы ясно представили, каково ему там внутри).
Пространство вокруг нас, как проекция нашего «Я»
Наверное, всем приходилось замечать, что в разных домах мы чувствуем себя по-разному, в гостиницах — почти одинаково, и только у себя дома — хорошо. Приходя в гости к приятным нам людям, нам здорово, но через какое-то время, благодарим хозяев и уходим с мыслью: «В гостях хорошо, а дома лучше». Почему из самых замечательных, интересных и комфортабельных мест нас всегда тянет домой?
В детстве, мне часто приходилось ездить с мамой-преподавателем геологического факультета на студенческие практики в разные районы страны. Жить приходилось в старых ветхих домах, избах, общежитиях с очень условными удобствами. Комната преподавателя, обычно представляла из себя ободранное небольшое помещение с грязными косыми окнами, хромыми стульями, колченогим облезлым столом и железной койкой. Более чем аскетичная обстановка.
Было интересно наблюдать за взрослыми людьми — преподавателями, лаборантами. Кто-то вынимал из рюкзака железную кружку и такую же миску, бросал вещи на койку и больше не беспокоился о быте. А кто-то, (и это не всегда женщины), привозил с собой простенькие занавески, мыл полы и окна, застилал убогий стол привезенной скатеркой, вбивал гвозди для вешалок, доставал домашние тапочки, а на стол ставил полевые цветы, собранные в маршруте. Последние отличались от первых еще и тем, что с ними было уютно и комфортно.
Позже, бывая в разных домах, отелях, стало понятно, почему в неуютных, безликих или захламленных, хаотично или, наоборот, слишком педантично устроенных, идеально убранных или грязных помещениях портится самочувствие.
Любая среда несет в себе проекцию тех людей, которые ее сознательно или бессознательно создали. Есть дома «кричащие» о богатстве, есть сверкающие хирургической чистотой, есть захламленные, как заброшенные дома, в которых почти физически заболеваешь. А есть дома, созданные хозяевами с любовью, там спокойно, так же как и с хозяевами, и не хочется уходить.
Все очень просто
Человек с тех пор, как стал человеком начал обустраивать пространство вокруг себя руководствуясь своими потребностями и удобством, своим собственным выбором. С тех пор любой наш выбор говорит о нас. Покупаем ли мы чайную чашку, выбираем отношения, обустраиваем свое жилье или свою жизнь тем или другим образом — мы выбираем «свое».
Во всем, даже неосознанно выбранном нами, есть наш характер, со всеми нашими потребностями, комплексами, представлением о себе, нашим мировосприятием, достоинствами и недостатками.
Таким способом мы расширяем пространство нашей личности за пределы тела, создавая вокруг себя предсказуемое, безопасное пространство, соответствующее нашему личному ощущению благополучия, спокойствия, безопасности, своего рода кокон, защищающий нас от агрессии окружающего мира и позволяющий восстановиться перед следующим выходом в мир.
Таким образом, обстановка в доме хорошо показывает на сколько мы гармоничны внутри себя, на сколько зрелая наша личность.
Например, человек годами откладывает благоустройство своего жилья, («когда будут деньги», «когда будет новая квартира» и т.д.), на самом деле, откладывает «до лучших времен» свою собственную жизнь, т.к. весь свой ресурс вкладывает в какую-то дефицитарную потребность, которая часто ненасыщаема, что вносит в жизнь человека много тревоги и хаоса. Тот же хаос царит и в его доме.
Уют в доме
Вообще, отсутствие уюта в доме — серьезный симптом. Это признак негармоничной, часто не интегрированной личности. В душе такого человека нет порядка и равновесия. Такие люди редко выстраивают близкие отношения, хотя и бывают интересными, искрометно талантливыми, умными, даже могут казаться привлекательно эксцентричными, но ими владеет постоянная фоновая тревожность. Часто такие люди выдают внешний хаос за «творческий беспорядок», (что , разумеется, сильно романтизирует проблему).
Мы можем припомнить известных, талантливых людей, на столько поглощенных сверхценными, иногда гениальными идеями, что весь окружающий мир перестает для них существовать. Это дает возможность остальным причислять себя к «творческим личностям» или «гениям» только на том основании, что их пространство так же плохо организовано. Это такое же заблуждение, как и предположение о том, что больная психика — признак гениальности, только потому, что большая часть гениев страдали расстройством психики. Но как известно, личность — структура состоящая из множества частей, часто неравномерно развивающихся, а потому творец или гений — редко гармоничная личность.
В любом случае, гениев единицы и жизнь их так же далека от гармонии, как и жизнь обычного человека лишенного гениальности. В свое время, Илья Эренбург бывая в доме у Марины Цветаевой, отмечал: «Хаос царивший в ее доме — это тот же хаос, который царит в ее душе». Лидия Чуковская, дружившая с Анной Ахматовой, приходила убирать ее квартиру, т.к. Анна Андреевна до конца жизни так и не справилась с трагедиями, которыми была наполнена ее жизнь и дом ее полностью отражал картину горя.
На самом же деле, те, кто «презирает уют», нуждаются в нем так же, как и остальные, т.к. отсутствие уюта сильнейшим образом влияет на психику. Размещая вокруг себя свой внутренний хаос, тревогу, человек оказывается в заколдованном круге, когда то, что происходит с ним внутри, начинает воздействовать на него еще и снаружи. Таким образом, наша личность создает вокруг себя пространство, а оно, в свою очередь поддерживает нашу личность в ее состоянии.
Бытие определяет сознание, а сознание — бытие
Вопрос гармонизации пространства — это вопрос саморегуляции. Не даром, хорошо организованный мозг более эффективно работает, чем хорошо наполненный, (знаниями, навыками и т.д.). Так же и взрослая, зрелая личность стремится от хаоса, (как внутреннего, так и внешнего), к структурированности как своего внутреннего пространства, так и внешнего.
Еще одна важная для каждого из нас функция дома — это четкость границ. Личность, границы которой размыты, диффузны, (что обычно встречается при «пограничной» организации), то же самое отсутствие границ демонстрирует по отношению к своему дому и, соответственно, к чужим домам. Внутри нашего «Я», как и внутри нашего дома, все соответствует нашим внутренним правилам и установкам. Любое несанкционированное вторжение в наши границы ощущается нами, как агрессия, как отсутствие уважения к нам, как к личности. Мы и только мы решаем впустить или не впускать других как в свой дом, так и в свою душу. Повод должен быть и для того, и для другого. Именно поэтому мы испытываем дискомфорт от «незваного гостя», отсюда же поговорка про «чужой монастырь», в который не ходят со своим уставом.
Даже говоря «Будь, как дома», мы предлагаем чувствовать себя в безопасности, а не устанавливать собственные правила, проламывая границы хозяина, как на первый взгляд может показаться.
Уже с самых ранних лет, комната ребенка, (или его уголок), — это его личное пространство и без должного уважения границ этого пространства, у маленького человека плохо формируются границы личности и границы ответственности, («если ничего только моего у меня нет, то я ни за что не отвечаю»). Начало формирования границ между «Я» и «другой» начинается с четкого понимания «мое» и «не мое», где «мое» — это то, что служит опорой, (эмоциональной и физической), а «не мое» — это то, на что я не могу расчитывать, не могу опираться, (это чужой, не принадлежащий мне ресурс, о котором можно просить, но нельзя использовать по своему усмотрению). Человек, в ценностном ряду которого отсутствует такая установка, не будет иметь уважения ни к личному пространству другого, ни к его личности.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дом — не только «лицо хозяина», он еще и «психологический портрет» того человека, который в нем живет, который его создал. И дело совсем не в материальных ресурсах, а в той атмосфере, которой человек себя окружает. Все тоже самое он испытывает внутри, все тоже самое он несет в мир.
Присмотритесь к своему дому, попробуйте его прочувствовать, хорошо ли вам у себя дома? Если нет, то пора сделать уборку или ремонт… В голове.
(Ваша А. Майская)