«Эмигрировать — это исчезнуть, чтобы вновь родиться;
иммигрировать — это вновь родиться, чтобы не исчезнуть»
Сами Наир
Эмиграция — это феномен такой же старый, как и человечество
Миллионы людей оставляют свои дома, чтобы начать новую жизнь в каком-нибудь другом месте, которое, в некоторых случаях, не принимает их с распростертыми объятьями. Испания — это ясный пример двустороннего миграционного движения: каждый год мы принимаем тысячи людей из разных концов света, и было посчитано, что около 2 миллионов испанцев эмигрировали начиная с 2008 года.
Когда кто-то решает эмигрировать, он оставляет место, которое видело его рождение, места, которые составляют воспоминания всей его жизни, он оставляет свои привычки, традиции, свою культуру; он оставляет свою семью, друзей и людей, которых любит. Он оставляет все это, зная, что пройдет много времени прежде чем он сможет вернуться, чтобы увидеть их; в некоторых случаях — никогда. Многие говорят о важности интеграции, включения, …, но кто думает о боли иммигранта?
Прежде чем продолжить, проясним, что не все люди, решившие эмигрировать, обязательно будут испытывать страдание. На самом деле, некоторые переживают обогащающий и позитивный опыт, улучшают качество жизни, знакомятся с новой культурой и получают удовольствие, чувствуя себя гражданами мира.
Но, к сожалению, не всем, кто решает начать новую жизнь в новой стране, так везет. Чаще всего доминирует так называемый культурный стресс или так называемый «культурный шок»(Martin, 2007); с одной стороны нужно проживать горе по утраченному, а с другой стороны сталкиваться с неизвестным и новым, а в некоторых случаях, угрожающим (Melamedoff, 2012).
Если этот шок очень сильный и его длительность превышает несколько месяцев, то можно говорить о том, что человек может страдать от миграционного горя (Duelo migratorio) со следующими характеристиками:
— частичное и повторяющееся горе: страна происхождения, что является объектом горя, никуда не исчезла; она далеко, но она есть. Вполне возможно контактировать и вернуться, возможно знать, что там происходит, чувствовать семью и друзей, что там остались. Постоянно оживают связи с родной страной, и это болит. Это может превратиться в хронический процесс.
— возвращение эмигранта: это новая миграция: если получается вернуться в страну происхождения, то прибывает личность отличная от той, которая уезжала, в страну, которая тоже изменилась. Иммигрант может почувствовать, что не принадлежит уже никакому месту.
— противоречивые чувства в отношении страны происхождения и принимающей страны: в отношении страны происхождения может быть чувство любви, но также и гнева; она может восприниматься как плохая мать, которая не дала то, что было необходимо. В отношении принимающей страны возможно чувство нежности за те связи, которые налаживаются, но также и гнев за сложную адаптацию.
— миграционное горе является трансгенерациональным: если эмигранты не становятся полноправными гражданами принимающей страны, то от этого будут страдать их дети и внуки.
Как мы уже комментировали ранее, сложность появляется из-за того, что одно горе складывается из многих:
— горе по семье и друзьям: человек представляет, что оставил больных родителей, детей, братьев/сестер. Помимо горя сепарации возникает чувство вины, которое усугубляет эмоциональное состояние.
— горе по родному языку: который символизирует отношения, которые ребенок образует с фигурами в период детской привязанности. Язык каждого несет в себе огромный эмоциональный заряд.
— горе по культуре: все другое; способ приближаться к людям, завязывать дружбу и заводить от-ношения; форма в которой выражаются эмоции, гендерные различия…
— горе по земле: по пейзажу и климату. Это несет огромнейший эмоциональный заряд и может дать место крайней идеализации или противоречивым чувствам любви-ненависти к собственной земле.
— горе по социальной ситуации: провал миграционного проекта и несовпадение реальности с ожиданиями, которые были.
— горе по этнической идентичности: если сам иммигрант или страна-хозяйка имеют сильные национальные чувства. Это имеет отношение к потере физической безопасности, если иммигранты живут, сталкиваясь с расистами и насильственными группами.
Основные чувства, которые появляются при миграционном горе
Тоска — основной симптом. Представляет потерю всего того, что оставил в стране происхождения (близкие, дом, земля и пейзаж). Это чувство тесно связано с одиночеством и грустью.
Беспокойство — второй наиболее частый симптом. Это связано с разочарованием и с частичным или полным провалом проекта, со сложностью в поиске работы и, снова, с одиночеством.
Страх потери идентичности — это редкий фактор. Если культурный шок очень сильный или жители страны-хозяйки демонстрируют отказ, отвержение, у иммигранта может развиться нежелание интегрироваться в этом новом обществе. Усиливается чувство привязанности к своей собственной культуре и языку, человек ищет контакт с соотечественниками, отвергая отношения с коренными жителями новой страны.
Если не будет хорошо проработано горе, то это может привести к патологическому горю, депрессии, посттравматическому стрессовому расстройству и тревожному расстройству. Если не уделять своему состоянию необходимого внимания, то будут происходить постоянные изменения, затрагивая даже структуру личности (Grinberg y Grinberg, 1996).
Таким образом, важно остановиться и подумать о том, что означает отказ от страны и начало жизни на новом месте. Это то, что выходит далеко за рамки интеграции.
Эмиграция может быть очень трудным и болезненным процессом, который потребует эмоциональной поддержки и помощи.
(Helena Arias, перевод с испанского О.Чайкиной)